понедельник, 18 марта 2013 г.

Back in the USSR



Одна из тех вещей, которые мы, безусловно, ценим – история. Нашей, да и ближайшим странам, выпало такое испытание, как соцлагерь. Факт почти векового пребывания в определенном политическом строе наложил свой отпечаток на мировосприятие, и сложившийся на месте его обломка рынок всех товаров, которые ранее были недоступны советскому гражданину. Этим же можно объяснить гротеск и гипертрофию субкультур на постсоветском пространстве. Хотя ГДР, объединившись с ФРГ, Австрия и ряд других небольших стран счастливо избежали нашей участи. Наверное, именно наше советское наследие затормозило развитие сникер-культуры в России. Сейчас, конечно, ситуация исправляется. Но всего каких-то 30 лет назад иметь пару adidas было мечтой любого. И именно на постсоветском пространстве у германской компании почти безоговорочное лидерство. Nike, Reebok, New Balance и прочие ASICS не получили такой всенародной любви как заветные «три полоски». А корни эта любовь берет из 80-х годов в СССР.


С нашим любимым брендом в СССР было связано огромное количество народного творчества. «Кто носит фирму адидас – тот завтра Родину продаст» или «Кто носит фирму адидас, тому любая баба даст». Естественно, как и весь фольклор, эти прибаутки появились не на пустом месте.

Кроссовки «адидас» Советскому Союзу «подарила» Олимпиада-80. Решая в 1972 г. вопрос об экипировке советской олимпийской сборной, Политбюро ЦК КПСС остановило свой выбор именно на этом лейбле (к слову, заплатив за адидадовское шмотье нефтью). Так легкой спортивной походкой ботинки с тройной полоской не только вошли в моду, но и стали поистине культовой вещью в СССР. Именно эту одежду, ставшую на просторах СССР синонимом спортивных побед, советский телезритель чаще всего наблюдал в ежедневных телевизионных трансляциях. Для простого советского человека «адики» стали чем-то большим, нежели просто удобной обувью для спорта, это был еще и статус.

До 80-х советские люди мало что знали о существовании кроссовок. Удивительно, но культ спорта в СССР преспокойно уживался с дефицитом спортивной одежды. Неискушенный советский спортсмен знал лишь «треники» с вытянутыми коленками, точь-в-точь как у Балбеса в «Приключениях Шурика», и кеды. За неимением таких комплекс физических упражнений выполняли и в… сандалиях. Профессиональных спортсменов нередко выручали чешские кроссовки «Ботас» с четырьмя полосками.

Но несмотря на полное наплевательство к спортивной экипировке, adidas появился в СССР не случайно.



К началу 1970-х западногерманская фирма adidas стала одним из главных мировых производителей спортивной одежды, ее продукция поставлялась в большинство стран Европы, включая даже ГДР. Концерн стал главным поставщиком Олимпиады-72 в Мюнхене. На следующей Олимпиаде, в Монреале, был поставлен своеобразный рекорд среди брендов: спортсмены разных стран в экипировке adidas завоевали 75 золотых, 86 серебряных и 88 бронзовых медалей. В СССР наладить производство качественной спортивной, да и другой одежды не могли, и Политбюро ЦК КПСС приняло решение экипировать советских олимпийцев продукцией немецкой фирмы.

Поставки начались в 1977-м и продолжались до 1988 года, когда закончилось действие договора, заключенного Комитетом по физической культуре и спорту СССР с adidas. Помимо олимпийцев осчастливлен был и простой народ: в 1979-м московский Экспериментальный комбинат спортивных изделий получил лицензию на производство одной-единственной модели адидасовских кроссовок — синей с белыми полосками, на резиновой подошве(речь идет о Gazelle). Модель была устаревшей — еще в конце 1960-х немцы разработали литую подошву из полиуретана, — но советские люди и тому были рады. Позже модельный ряд расширился. В СССР выпускали такие модели как: Gazelle, Ulm, Spezial, Indoor Super II.



После Олимпиады-80 Союз охватила настоящая адидасомания. Наличие в гардеробе фирменной пары с «трилистником» указывало на высокий статус и широкие возможности. Советские кеды с резиновыми носами и эмблемой-мячиком на лодыжке уже не привлекали молодежь. Кроме Москвы линии по производству «трех полосок» запустили в Тбилиси, Ереване и Киеве, и это не считая расплодившихся на Кавказе и в Средней Азии кустарных мастерских.

Советский «адидас» производился также в многочисленных подпольных цехах и быстро расходился по всей стране. Умельцы запросто вырезали незамысловатый трилистник, а дальше уже под трафарет с помощью горячего утюга накладывали на майки, брюки, полотенца и сумки. «адидас» — это звучало гордо!

По советским меркам, эти спортивные «шузы» были уместны везде и всегда: в будни и в праздники, в гости и на работу, под брюки и юбку. Экипировка многих зрителей в то время состояла из дуэта варёных кооперативных джинсов и «адиков». А девушки носили «кросы» чуть ли не с нарядными вечерними платьями. Цены в СССР на продукцию «адидас» были чудовищные, потому многие покупали «бэушные». Неудержимое желание стать счастливым обладателем культовой пары многих вынуждала затягивать пояса потуже. Ведь за кроссовки нужно было отдать одну, а то и две сотни рублей. А дальше хоть потоп, хоть зима, хоть лето – «адики» носили не снимая. Ведь они и впрямь были «вечной» покупкой, купив «фирму», владелец понимал: это на всю жизнь.



Даже по истечении срока службы потрепанные кроссовки ни в коем случае не выбрасывали. От них отрезали подошву и приклеивали к обычным ботинкам. Сам лейбл «перекочевывал» на другой наряд. «Адики» были статусной вещью. Их никогда не обували в дождь, не играли в футбол и не брали в школу на физкультуру. Разве что на дискотеку – покрасоваться. 

После Олимпиады-80 настоящие «адики» куда-то исчезли. «Фирму» купить было невозможно, все ходили в дешёвых подделках. А значит, носить «адидас» означало либо открыто признавать себя крутым, либо «фальшивкой». Второе пришествие «адиков» пришлось на начало 90-х. В это время челноки заполнили просторы бывшего СССР турецкой и китайской продукцией.



Про 90-е мы постараемся рассказать вам в следующий раз.

Напоследок, пара интересных фактов:

Официальная история компании гласит, что впервые три полоски появились на кроссовках adidas в 1949 году. Однако в то время права на этот дизайн принадлежали финскому производителю спортивных снарядов компании Karhu. В 1951 году основатель компании adidas Адольф Дасслер выкупил право на три полоски у Karhu за 1600 евро (в пересчете на современный курс) и сделал ставку на «бренд с тремя полосками», введя в конце 1960-х этот элемент и в дизайн спортивной одежды.

Советские граждане узнали о существовании марки adidas из восточногерманской телепрограммы «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!», транслировавшейся в СССР с 1970-х годов. Ее ведущий Герхард Адольф выступал под псевдонимом Ади и щеголял в обуви и тренировочном костюме с тремя полосками. Для некоторых наших особо выдающихся спортсменов приобретали адидасовскую экипировку уже в конце 1960-х, но эти закупки носили разовый характер.

Aske

Комментариев нет:

Отправить комментарий