Одна из тех вещей, которые мы, безусловно, ценим – история. Нашей, да и
ближайшим странам, выпало такое испытание, как соцлагерь. Факт почти векового
пребывания в определенном политическом строе наложил свой отпечаток на
мировосприятие, и сложившийся на месте его обломка рынок всех товаров, которые ранее
были недоступны советскому гражданину. Этим же можно объяснить гротеск и
гипертрофию субкультур на постсоветском пространстве. Хотя ГДР, объединившись с
ФРГ, Австрия и ряд других небольших стран счастливо избежали нашей участи.
Наверное, именно наше советское наследие затормозило развитие сникер-культуры в
России. Сейчас, конечно, ситуация исправляется. Но всего каких-то 30 лет назад
иметь пару adidas было мечтой любого. И именно на постсоветском пространстве у
германской компании почти безоговорочное лидерство. Nike, Reebok, New Balance и прочие ASICS не получили такой всенародной любви как заветные «три
полоски». А корни эта любовь берет из 80-х годов в СССР.
С нашим любимым брендом в СССР было связано огромное количество
народного творчества. «Кто носит фирму адидас – тот завтра Родину продаст» или «Кто
носит фирму адидас, тому любая баба даст». Естественно, как и весь фольклор, эти
прибаутки появились не на пустом месте.
Кроссовки
«адидас» Советскому Союзу «подарила» Олимпиада-80. Решая в 1972 г. вопрос об
экипировке советской олимпийской сборной, Политбюро ЦК КПСС остановило свой
выбор именно на этом лейбле (к слову, заплатив за адидадовское шмотье нефтью).
Так легкой спортивной походкой ботинки с тройной полоской не только вошли в
моду, но и стали поистине культовой вещью в СССР. Именно эту одежду, ставшую на
просторах СССР синонимом спортивных побед, советский телезритель чаще всего
наблюдал в ежедневных телевизионных трансляциях. Для простого советского
человека «адики» стали чем-то большим, нежели просто удобной обувью для спорта,
это был еще и статус.
До 80-х
советские люди мало что знали о существовании кроссовок. Удивительно, но культ
спорта в СССР преспокойно уживался с дефицитом спортивной одежды. Неискушенный
советский спортсмен знал лишь «треники» с вытянутыми коленками, точь-в-точь как
у Балбеса в «Приключениях Шурика», и кеды. За неимением таких комплекс
физических упражнений выполняли и в… сандалиях. Профессиональных спортсменов
нередко выручали чешские кроссовки «Ботас» с четырьмя полосками.
Но
несмотря на полное наплевательство к спортивной экипировке, adidas появился
в СССР не случайно.
К
началу 1970-х западногерманская фирма adidas стала одним из главных мировых производителей спортивной одежды,
ее продукция поставлялась в большинство стран Европы, включая даже ГДР. Концерн
стал главным поставщиком Олимпиады-72 в Мюнхене. На следующей Олимпиаде, в
Монреале, был поставлен своеобразный рекорд среди брендов: спортсмены разных
стран в экипировке adidas завоевали 75 золотых, 86 серебряных и 88 бронзовых
медалей. В СССР наладить производство качественной спортивной, да и другой
одежды не могли, и Политбюро ЦК КПСС приняло решение экипировать советских
олимпийцев продукцией немецкой фирмы.
Поставки
начались в 1977-м и продолжались до 1988 года, когда закончилось действие
договора, заключенного Комитетом по физической культуре и спорту СССР с adidas.
Помимо олимпийцев осчастливлен был и простой народ: в 1979-м московский
Экспериментальный комбинат спортивных изделий получил лицензию на производство
одной-единственной модели адидасовских кроссовок — синей с белыми полосками, на
резиновой подошве(речь идет о Gazelle). Модель
была устаревшей — еще в конце 1960-х немцы разработали литую подошву из
полиуретана, — но советские люди и тому были рады. Позже модельный ряд расширился. В СССР выпускали такие модели как: Gazelle, Ulm, Spezial, Indoor Super II.
После Олимпиады-80 Союз охватила настоящая адидасомания.
Наличие в гардеробе фирменной пары с «трилистником» указывало на высокий статус
и широкие возможности. Советские кеды с
резиновыми носами и эмблемой-мячиком на лодыжке уже не привлекали молодежь.
Кроме Москвы линии по производству «трех полосок» запустили в Тбилиси, Ереване
и Киеве, и это не считая расплодившихся на Кавказе и в Средней Азии кустарных
мастерских.
Советский
«адидас» производился также в многочисленных подпольных цехах и быстро
расходился по всей стране. Умельцы запросто вырезали незамысловатый трилистник,
а дальше уже под трафарет с помощью горячего утюга накладывали на майки, брюки,
полотенца и сумки. «адидас» — это звучало гордо!
По
советским меркам, эти спортивные «шузы» были уместны везде и всегда: в будни и
в праздники, в гости и на работу, под брюки и юбку. Экипировка многих зрителей
в то время состояла из дуэта варёных кооперативных джинсов и «адиков». А
девушки носили «кросы» чуть ли не с нарядными вечерними платьями. Цены в СССР
на продукцию «адидас» были чудовищные, потому многие покупали «бэушные».
Неудержимое желание стать счастливым обладателем культовой пары многих
вынуждала затягивать пояса потуже. Ведь за кроссовки нужно было отдать одну, а
то и две сотни рублей. А дальше хоть потоп, хоть зима, хоть лето – «адики»
носили не снимая. Ведь они и впрямь были «вечной» покупкой, купив «фирму»,
владелец понимал: это на всю жизнь.
Даже по
истечении срока службы потрепанные кроссовки ни в коем случае не выбрасывали.
От них отрезали подошву и приклеивали к обычным ботинкам. Сам лейбл
«перекочевывал» на другой наряд. «Адики» были статусной вещью. Их никогда не
обували в дождь, не играли в футбол и не брали в школу на физкультуру. Разве
что на дискотеку – покрасоваться.
После
Олимпиады-80 настоящие «адики» куда-то исчезли. «Фирму» купить было невозможно,
все ходили в дешёвых подделках. А значит, носить «адидас» означало либо открыто
признавать себя крутым, либо «фальшивкой». Второе пришествие «адиков» пришлось
на начало 90-х. В это время челноки заполнили просторы бывшего СССР турецкой и
китайской продукцией.
Про 90-е
мы постараемся рассказать вам в следующий раз.
Напоследок,
пара интересных фактов:
Официальная история компании гласит, что впервые три
полоски появились на кроссовках adidas в 1949 году. Однако в то время права на
этот дизайн принадлежали финскому производителю спортивных снарядов компании
Karhu. В 1951 году основатель компании adidas Адольф Дасслер выкупил право на
три полоски у Karhu за 1600 евро (в пересчете на современный курс) и сделал
ставку на «бренд с тремя полосками», введя в конце 1960-х этот элемент и в
дизайн спортивной одежды.
Советские граждане узнали о существовании марки adidas
из восточногерманской телепрограммы «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше
нас!», транслировавшейся в СССР с 1970-х годов. Ее ведущий Герхард Адольф
выступал под псевдонимом Ади и щеголял в обуви и тренировочном костюме с тремя
полосками. Для некоторых наших особо выдающихся спортсменов приобретали
адидасовскую экипировку уже в конце 1960-х, но эти закупки носили разовый
характер.
Aske
Комментариев нет:
Отправить комментарий