среда, 9 января 2013 г.

От стены



Пару лет назад, если бы кто-то попытался заговорить со мной об этом производителе, то я бы покрутил пальцем у виска и отослал бы собеседника по известному адресу. Хотя уже тогда у меня была пара обуви это марки. Но все течет, все меняется. Именно поэтому никогда не говори "никогда". 




Так сложилось, что нигде кроме как в странах бывшего соцлагеря, различные субкультуры не умудрялись так обгадить репутацию различным брендам. Кто-то наотрез отказывается носить Dr. Marten's или Fred Perry из-за бритоголовых корней, для кого-то "Jordan - для негров", а различные Vans - удел скейтеров.

Нельзя сказать, что я не подвержен стереотипам и предрассудкам сейчас, но тогда, будучи ярым поборником casual стиля образца английских болел, за ношение тех же Vans или Jordan я бы предложил человека отлучить от церкви за нарушение догматов, а лучше расстрелять. Сейчас же я более демократичен и скорее открыт чему-то новому, чем наоборот.



Итак, не так давно я наткнулся на шикарнейшую на мой взгяд коллаборацию компаний Vans и Barbour. Обувь вышла просто великолепная, которая отлично впишется в повседневный городской образ.



Перед началом повествования я позволю себе маленькое лирическое отступление. Как я уже упоминал в начале статьи, у меня есть одна пара обуви Vans. История ее появления довольно проста, но на мой взгляд интересна. Как-то, гуляя по магазинам в поисках чего-то там из одежды, я случайно натолкнулся на потрясающе красивые слипоны. Как сообщила стелька - это был коллаб Vans и John Varvatos. Они были реально сногсшибательными, из канваса цвета слоновой кости, с классической толстой белой подошвой, а на носах был рисунок стилизованный под азиатский с деревьями бонсай. В общем, прямо на месте я захотел ими обладать и взял в руки. Но ценник сообщил мне, что, добавив немного денег к написанной сумме, я могу купить себе ветровку Stone Island в соседнем разделе и желание приобрести тапочки заметно поубавилось. А учился я тогда на 2 курсе и не сказать, что был свободен в средствах. Скрепя сердце, я поставил слипоны на место. Но мысль о необходимости данного вида обуви прочно засела в моем мозгу. После долгих прочесываний различных скейтшопов с целью покупки слипонов именно Vans, я случайно в интернете нашел одну модель, которая вроде как приглянулась, да еще и была на сейле за сумму, отдать которую в силах и студенческий карман. Собственно, я заказал прямо с сайта московского магазина эту пару, которую в этот же день мне передали с курьером. Как узнал я годами позже, это были лимитированные кеды, выполненные совместно с знаменитым художником Робертом Уильямсом. Но, как и многое, они остались у нас недооцененными и благополучно дожили до сейла. Справедливости ради отмечу: о покупке никогда не жалел, а об обуви могу сказать только самое хорошее.





Собственно после этого сотрудничества задался я вопросом: а кто такие Vans и откуда они пошли? Я, безусловно, не буду грузить вас огромным пластом информации, а лишь приведу некоторые данные.

16 марта 1966 года на 704 E. Broadway в Анахейме, штат Калифорния, братьями Полом и Джеймсом Ван Доренами, а также треми их партнерами, был открыт магазин. Уникальным торговым предложением Ван Доренов было то, что обувь для клиентов могли изготовить прямо на у них на глазах. В то утро первые 12 покупателей забрали свои канвасовые кеды, которые позже станут основой линии Authentic. Производство не останавливалось, и если вы заказали обувь утром, то уже вечером могли ее забрать. С этого началась история марки.

Компания росла вплоть до 70-х, параллельно выполняя заказы по изготовлению канвасовых с шерстянным наполнителем и резиновых маклаков (обувь типа наших валенок) для Министерства Обороны США и Военно-Воздушных сил.



Популярность в среде скейтеров за свою крепкую резиновую подошву, которая хорошо цеплялась за доску, Vans приобрели уже в начале в 70-х. В 1975 году была выпущена модель №95, ныне известная как Era. Ее авторами стали Тони Альтам и Стейси Перальта. Это год является знаковым как для компании, так и для скейтеров, для которых эта модель была и остается культовой. В следующем году появилась еще одна титульная модель под номером 44, которая с легкой руки скейтеров и БМХ-ов была названа Slip-on и молниеносно стала хитом продаж повсеместно в Южной Калифорнии.



К концу 70-х у марки было более 70 магазинов только в Калифорнии, а также успешно налажена сеть распространения внутри страны и выстроена работа с дилерами по дистрибьюции продукции зарубежом.

В 80-х Пол Ван Дорен начинает меньше уделять внимания делам компании, а под брендом Vans появляется линейка специализированной спортивной обуви для таких видов спорта как скейтборд, вейкборд, мото-кросс и даже серфинг. Все это делалось из стремления к конкуренции с другими обувными компаниями, которая не сказать что была очень успешной.



1982 году на американские киноэкраны выходит ставший в последствии культовым фильм "Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай", в котором главный герой Шона Пенна, получившего за эту роль Оскар, щеголяет в слипонах Vans. Надо ли говорить что это прямым образом отразилось на динамике продаж модели?

Но у этой истории не самый ванильный сюжет. Несмотря на неплохую динамику продаж, резкое увеличение ассортимента привело к растрате ресурсов компании, которую та не смогла пережить и была признана банкротом в 1983 году. Только три года спустя владельцы Vans смогли расплатиться со всеми кредиторами и выйти из статуса банкротства.

В 1988 году основатели бренда продали компанию банку, инвестировавшему деньги в их бизнес. В последствии компанию еще ни раз продадут, но это не помешало ей остаться одним из лидеров в производстве американской уличной обуви, ставшей культовой у многих субкультур. Последний раз Vans был куплен в 2004 году за сумму 396 миллионов долларов.

В 90-х компания сворачивают свою фабрику в США и переносит производство в Азию. На нынешний момент на сайте доступна услуга по кастомизации обуви: вы сможете сделать для ряда классических моделей свой индивидуальный дизайн. Эту пару за небольшие деньги изготовят лично для вас в единственном экземпляре. 

В настоящее время на благо марки трудится почти 22 тысячи человек, а оборот компании за прошлый год составил 190 500 000 долларов. 

Такова история вполне неплохого на мой взгляд бренда.

Aske





Комментариев нет:

Отправить комментарий