пятница, 2 декабря 2011 г.

Немного о кино

Рецензию на этот фильм я решил написать задолго до просмотра и даже появления этого блога. Увидев в кинотеатре трейлер, я понял, что не смогу пропустить эту картину. Просто не прощу себе этого. Тогда я не знал, как это будет тяжело.



В день премьеры попасть в кинотеатр не получилось по бытовым причинам, а в виду моего вынужденного безалкогольного существования пятница оказалась вполне приемлемым случаем. Еще с утра поинтересовался у коллег, ходил ли кто из них. Был получен ответ в стиле бородатого анекдота про евреев и оперный талант: говно, сам не слышал, но Мойша напел. Так и мне ответили. Мол, так себе. Ах, да, речь идет о самом шумном, распиареном и, наверняка, коммерчески успешном русском фильме этого года - "Высоцкий. Спасибо ,что живой". Я не знал, чего ожидать в кинотеатре, специально не читал критики и отзывов в Интернете. Я просто пришел в кино, купил билет и сел смотреть. О содержании картины здесь не будет ни слова, потому что если вам действительно интересен человек, о котором снят фильм, вы непременно увидите его сами.
В начале фильм создал о себе не самое благоприятное впечатление. Высоцкий, даже присутствуя в кадре, не поражал зрителя обильными речами или харАктерными действиями. В основном картинку оживляло его окружение, люди разные и бойкие, каждый со своими жизненными проблемами и интересами. Как мне сказали на работе, фильм говно, потому что Высоцкий в нем - наркоман и алкоголик, который ничего не может, а окружают его только завистники, паразитирующие на его таланте. Нет, окружали его именно люди. А людям свойственно где-то завидовать, где-то пытаться урвать свой кусок пирога. И было видно, что они его любят. Любят по-настоящему. Не нараспашку, пошло, как неоновая вывеска, а по-человечески, так, как любят на самом деле. Это очень хорошо показано в фильме, болью, страхом, раскаянием. Сам Высоцкий произнес за фильм только 3 монолога: 1 серьезный короткий в начале, 1 юморной в середине, 1 серьезный в конце. А больше и не нужно. Иначе будет лишним. 
Есть фильмы, которые заставляют задуматься, прослезиться, быть может. Я просто не думал, что Первый канал может сделать что-то хорошее. Качественное - может. Хорошее - не верил до сегодняшнего дня. С середины фильма у меня в горле стоял такой острый ком, что иногда я боялся даже дышать. И растворился этот сопящий комок далеко не сразу после того, как я покинул кинотеатр, а части его дают о себе знать даже сейчас, когда я пишу эти строки.
Что касается самой личности Владимира Семеновича, был ли он наркоманом, алкоголиком и т.д. Я никогда не интересовался его жизнью. Мне не важно, каким он был семьянином, человеком, какие были у него зависимости. Я слушал его песни и слушал их взахлеб, не задумываясь о том, в каком состоянии, после чего или для чего они вообще были написаны. Он всегда был для меня гением, вторым Пушкиным. И даже Есенин, на мой взгляд, не дал русской поэзии столько, сколько дал ей Высоцкий. Могу ли я судить его за морфин? Не имею права. И много ли вы назовете мне великих творцов, которые создавали свои шедевры с чистым разумом? Я как минимум назову вам столько же, кто делал это в совершенно другом состоянии. Мне не важно, как он раскрывал свой талант, чем катализировал свое творчество. Мне важно то, что он простыми словами делал сложные вещи доступным для понимания любого человека, а его песни брали душу за хвост в вашем горле и вытаскивали ее наружу, перекручивая так, как отжимают мокрое полотенце. Творца нельзя равнять с простым человеком. Его нужно либо любить за его труды, либо нет, но судить его как человека просто абсурдно.
Творчество Высоцкого навсегда оставило след в каждом, кто слушал его песни, именно слушал, а не слышал, наблюдал его актерскую игру. Он - это целое поколение, сотни голосов и душ,в секундах магнитной пленки, в треске микрофона в старых советских ДК, шипении колонок проигрывателей.
Хороший ли это фильм? Да. Он настолько хорош, что я не знаю, когда буду готов пересмотреть его, ибо дописывая эти строки, я чувствую тот самый душащий комок, который совсем недавно давил меня в кинотеатре. Два момента хочется отметить в этой ленте. В титрах не указан актер, сыгравший роль Высоцкого. Точнее, написано - Владимир Высоцкий. И это правильно, потому что это мог быть только он. А вторая часть названия - "спасибо, что живой" - подчеркивает для каждого, кому небезразлично его творчество, что Высоцкий, пусть и не Элвис, и не Цой, но действительно жив в своих песнях, которые не перестают быть актуальными для нас вчера, сегодня и завтра.


Aske



Комментариев нет:

Отправить комментарий